Бухгалтерские карточки. Ифнс в ходе камеральной проверки запросила карточки бухгалтерских счетов не имеющих отношение к проверяемому факту. как отказать? Нужно ли предоставлять налоговой карточки счетов

Регистры бухгалтерского учета используются для регистрации, накопления и систематизации данных, полученных из первичной документации, и являются источниками для составления отчетности. В настоящей статье будут перечислены виды регистров бухгалтерского учета, а также описан порядок их утверждения.

Виды регистров бухгалтерского учета

Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.

Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.

Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:

  • систематические — в них ведутся записи по счетам; пример — главная книга предприятия;
  • хронологические, в которых записи ведутся по календарю без другой особой систематизации, например, кассовая книга, журналы регистрации;
  • синхронистические — объединяющие в себе особенности ведения регистров, присущих перечисленным выше группам; примером такой разновидности бухрегистров будет журнал-ордер.

Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:

  • одно- или двусторонние;
  • шахматки — в них, как правило, записи по дебету счетов делаются по горизонтали, а по кредиту — по вертикали.
  • аналитические — в таких регистрах конкретизируются показатели определенного синтетического счета; они используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и пр.;
  • синтетические — в них записи делаются на основе сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде; примером может служить главная книга;
  • комплексные — объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

По внешнему виду регистры делятся на:

  • карточки — бланки, имеющие вид разграфленной таблицы; карточки бывают контокоррентные, многоколончатые и инвентарные, например, карточка для аналитического учета материалов;
  • книги — разграфленные и сброшюрованные многостраничные регистры; страницы в книгах, как правило, пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главбуха, например, книга по учету основных средств;
  • свободные листы — это своего рода масштабированные карточки, например, ведомости;
  • машинограммы — регистры, составляемые/распечатываемые при помощи компьютерной техники.

Регистры бухгалтерского учета: перечень

В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.

В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.

Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:

Инвентарные карточки:

  • учета основных средств;
  • группового учета основных средств;
  • и т. д.

Ведомости:

  • оборотная;
  • оборотная по нефинансовым активам;
  • накопительные по приходу (расходу) продуктов питания.
  • главная;
  • учета животных / материальных ценностей / бланков строгой отчетности и пр.
  • операций (по счету «Касса», с безналичными денежными средствами, расчетов с подотчетными лицами, поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, с дебиторами по доходам);
  • по прочим операциям.
  • карточек;
  • сдачи документов;
  • учета ценных бумаг;
  • депонированных сумм;
  • (сводный) поступления и выбытий.

Карточки:

  • многографная;
  • учета средств и расчетов;
  • учета выданных кредитов (займов);
  • учета (количественно-суммового) материальных ценностей;
  • учета ожидающих исполнения расчетных документов.
  • инвентарных карточек по учету ОС;
  • инвентаризационные.

Ведомости:

  • расхождений по результатам инвентаризации;
  • учета невыясненных поступлений.

Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета — перечень и формы их должны быть утверждены соответствующим приказом. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывает главный бухгалтер, а руководитель утверждает их.

Образцы ведения налоговых регистров можно найти в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?» .

Такой приказ обязательно будет затребован для ознакомления проверяющим при проведении налоговой проверки. Исходя из перечисленных там регистров, налоговый инспектор затребует распечатки интересующих его форм.

Ведь сегодня почти все компании ведут регистры в виде машинограмм.

А в соответствии с п. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ регистры должны быть оформлены либо на бумажном носителе, либо в электронном варианте и подписаны цифровой подписью. Поэтому регистры придется распечатывать или отправлять в ИФНС в виде подписанного ЭЦП электронного документа.

Зачастую в приказе утверждаются формы регистров для каждого из счетов: карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета. Привязку формирования регистров по счетам бухучета целесообразно представить в табличной форме. В таблице потребуется указать Ф.И.О. ответственного за ведение регистра.

Таблица с перечислением регистров может быть отображена в приказе так:

Наименование счета

Параметры детализации

Формирование регистров бухучета

Ф.И.О. ответственного за ведение регистра лица

Синтетический учет

Аналитический учет

Анализ счета

Карточка счета по кредиту счета

Карточка счета

Основные средства (ОС)

Объекты ОС

Амортизация ОС

Объекты ОС

Доходные вложения в материальные ценности

Материальные ценности - объекты вложений

Нематериальные активы (НА)

Объекты НА

С образцом ее заполнения можно ознакомиться в нашей статье «Порядок ведения и заполнения кассовой книги — образец»

Итоги

Применение регистров бухгалтерского учета является обязательным условием для каждой компании. Ведь на их основании составляется отчетность. А кроме того, они нужны для накопления и систематизации всей важной бухгалтерской информации.

В коммерческих предприятиях формы регистров бухучета разрабатываются самостоятельно (зачастую на базе уже существующих и часто используемых регламентированных когда-то форм) и утверждаются приказом руководителя. Для госпредприятий формы регистров утверждаются Минфином.

—>Урок № 95. Карточка счета и карточка субконто.

Карточка счета по праву считается одним из самых популярных отчетов у пользователей системы «1С». Популярность этого отчета обусловлена рядом свойственных ему особенностей, среди которых можно отметить следующие: удобство в работе, хорошая читаемость, способность наряду с компактностью отчетной формы аккумулировать в себе краткую, но в то же время достаточно полную и конкретную информацию обо всех движениях по счету, возможность отслеживать текущее сальдо и др.

Удобство карточки счета отмечают не только непосредственные пользователи системы.

Нередки случаи, когда при проведении всевозможных проверок налоговые органы просят предоставлять необходимую информацию на карточке счета из «1С».

Чтобы получить карточку счета, нужно выполнить команду главного меню Отчеты | Карточка счета. В результате на экране откроется такое же окно, как и для оборотно-сальдовой ведомости по счету,

в котором нужно указать параметры отчета и нажать кнопку Сформировать. Пример готового отчета показан:

Карточка счета

Двойным щелчком мыши на любой позиции карточки счета можно быстро перейти в режим просмотра и редактирования документа, на основании которого была сформирована данная проводка. В программе есть еще один похожий отчет – карточка субконто, который выглядит примерно так же, как и карточка счета, только привязан не к счету бухгалтерского учета, а к субконто.

Чтобы сформировать карточку субконто, нужно выполнить команду главного меню Отчеты | Карточка субконто, затем в инструментальной панели открывшегося окна нажать кнопку Настройка и выбрать субконто для формирования отчета. Пример карточки субконто:

Карточка субконто

Из этого отчета также можно быстро перейти в режим просмотра и редактирования первичного документа, для этого нужно дважды щелкнуть мышью на соответствующей проводке.

Урок № 96.

Анализ счета и анализ субконто

Клерк.Ру > Бухгалтерия > Общая бухгалтерия > Бухучет и Налогообложение > Требование налоговой и непредоставление?

Просмотр полной версии: Требование налоговой и непредоставление?

Налоговая в требовании по встречке с контрагентом выставила среди прочего
1.04 [Код документа-1987] Карточки бухгалтерских счетов за период с по

Можно ли не предоставлять это? Как пояснить почему не предоставляем?

Старый ворчун

31.07.2017, 13:50

Смотря каких счетов. По 62 ж наверное вы можете карточку предоставить. А по остальным напишите, что по запрашиваемому контрагенту карточки таких счетов не ведутся и предоставить их нет возможности.

что такое "карточка счета"?

что такое "карточка счета"?
согласна))) никогда не задумывалась:D

согласна))) никогда не задумывалась:D так что написать в ответ — почему не предоставляем?

так что написать в ответ — почему не предоставляем?Вот это:

что такое "карточка счета"?.

я обычно пишу "что план счетов утвержденный тем то от такого то числа, состоит из 99 счетов + энное количество субсчетов + энное количество забалансовых счетов. Из вашего требования непонятно по какому именно конкретному счету требуется "карточка счета" и прошу разъяснить мне и отправить соответствующий запрос"

Что самое странное — проглатывают ответ с доками без этой карточки, запросы на уточненный номер карточки не поступают))))

а что стесняться то… как вас имеют, так и вы имейте их)))

А если вообще ничего не писать и не предоставлять по этому пункту? Чем это чревато?
Фирма у нас маленькая, покупателей не так много. Лучше бы хотелось какой-то ответ дать обтекаемый, чтобы отстали.

Невоспитанная

31.07.2017, 17:49

Я просто игнорю пункты о карточках и оборотках на встречках.
То есть не даю, и не пишу, что их не даю.

требовании по встречке с контрагентом
если малый объем был, 1-2 сделки
я давала выписки по 62, 76 АВ, 90 давала в на день отгрузки, именно по контрагенту выбирала
а что не дать?
пусть смотрят

Можно ли написать — ведение карточек бухгалтерских счетов учетной политикой не предусмотрено?

Допускается такое?

Невоспитанная

31.07.2017, 19:48

Можно ли написать

Старый ворчун

31.07.2017, 20:37

Лучше ничего не писать. Просто перечислить документы, которые даете.


Старый ворчун

31.07.2017, 21:17

9. Сведения о суммах НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет по данному контрагенту за тот налоговый период, в котором отражены операции по реализации товара(оказании услуг);
11. Сведения об отражении операций на счетах бухгалтерского и налогового учета;

По этим вопросам, если не написать ничего, тоже ничего страшного?

Встречные вопросы:

№№ КНД или ОКУД, форма, правила заполнения? где опубликовано?

Невоспитанная

31.07.2017, 21:34

1. Что такое "Сведения о суммах…" и т.д. ?
2. Что такое "Сведения об отражении…." ?
№№ КНД или ОКУД, форма, правила заполнения?

3. Где в налоговом (или бухгалтерском) учете можно увидеть суммы НДС, уплаченные в бюджет по конкретному контрагенту?
++

Встречные вопросы:
1. Что такое "Сведения о суммах…" и т.д. ?
2. Что такое "Сведения об отражении…." ?
№№ КНД или ОКУД, форма, пр

все это болтовня
к чему это

Старый ворчун

31.07.2017, 22:26

все это болтовня
я уверена вы сами такие вопросы в ответ налоговой не пишете
к чему это

конечно, не пишу.
своевременно представляю унифицированные документы, которые у меня есть и которые я обязан представлять.


оборотно сальдовую ведомость
карточки бух счетов

и еще журнал регистрации ПОЛУЧЕННЫХ счетов фактур
это зачем?

сегодня пришло требование по проверки нашего покупателя НДС
требуют предоставить, в числе прочих:
оборотно сальдовую ведомость
карточки бух счетов
структура и штатная численность

весь ответ состоит из фразы "на ваш №/дата направляю копии следующих документов:" и реестра. всё.
++

почитайте ветку. Все уже это обсудили.

Невоспитанная

05.04.2018, 12:57

так за непредоставленный документ штраф

А вы предоставьте документы, которые есть и обязаны быть.

Не имеется ввиду, что злостно не предоставлять. Предоставить то, что есть, и если этого достаточно, чтобы подтвердить сделку или вашу налоговую благонадежность, то все сойдет. Мы обычно пишем: по пункту такому-то документы отсутствуют, это обычно про карточки бух счетов.
Из содержания норм ст. 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал соответствующими документами (документы должны быть у него в наличии) и представил их не в установленный срок либо уклонялся от их представления. Нарушение установленного срока представления документов по требованию налогового органа, проводившего налоговую проверку, влечет ответственность, предусмотренную названной нормой в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. (Статья: О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании? (Фирфарова Н.В.) ("Налоговая проверка", 2017, N 5)

вы думаете я не читала, прежде чем задать вопрос??

Нигде не видела описания документа "структура и штатная численность"
+

ну наверное я тогда не поняла Вас)))

+
Я еще бывает (когда совсем обнаглею) пишу что-то типа: "у моей организации отсутствует информация о структуре и штатной численности по запрашиваемому контрагенту")))

а что, это мысль, и также написать что не обладаем ОСВ нашего покупателя:)

а что, это мысль, и также написать что не обладаем ОСВ нашего покупателя
ну вообще-то, это очень наглая мысль))))))

05.04.2018, 22:13

Коллеги, как думаете, прилетело требование, просят учетную политику за 3 года с 2015-2017.

На 2017 год я сделала УП, а в 2015-2016 была УП вообще неадекватная. Вот я в раздумьях, что делать, заменить неадекватную, а вдруг моя предшественница ее уже засветила… отправить как есть, рука не поднимается, уж слишком она корявая

Коллеги, как думаете, прилетело требование, просят учетную политику за 3 года с 2015-2017. На 2017 год я сделала УП, а в 2015-2016 была УП вообще неадекватная. Вот я в раздумьях, что делать, заменить неадекватную, а вдруг моя предшественница ее уже засветила… отправить как есть, рука не поднимается, уж слишком она корявая

А зачем она ее могла светить? Были уже проверки?
Согласна. Ну и кроме всего прочего, вы же всегда можете сказать "ОЙ!…."

06.04.2018, 08:59

Ну, рабочие совещания в налоговой точно были, да и всякие встречки, пояснения. Я все папки перешуршала с налоговой перепиской, ничего не нашла, но душа не спокойна. Думаете, все-таки отправить им сейчас обновленную мою УП, на тоненького так сказать, меня уже посещают мысли просто "забыть" про этот документ

требуют предоставить, в числе прочих:
оборотно сальдовую ведомость
карточки бух счетов
структура и штатная численность

мы что должны предоставить им всю нашу обороку за 3й квартал?

я тупо представляла выписку из оборотки или карточки именно по этим отгрузкам

сначала делала копии реализаций и потом на каждую реализацию делала карточку например по сч 90,01
или по сч 41

а вообще, что они хотят этим всем узнать, ведь сейчас все практически прозрачно по НДС
мы подали декларацию, они подали декларацию, все сошлось
что еще то нужно?

что еще то нужно?
Мне кажется, они просто переживают что без их требований у нас просто работы не будет и нас поувольняют всех)))))))))))))) Заботються о нас)))))))))

06.04.2018, 11:41

Поплачусь немного, пофлужу, у меня сейчас 8!!! требований на предмет поясни, предоставь, приди поговорить и тд и тп. Директор уже предлагает мне взять отдельного буха конкретно на работу с налоговой, потому что меня уже не хватает на это все

у меня 4е за неделю (по двум фирмам) 🙁

Powered by vBulletin® Version 4.2.1 Copyright 2018 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot

В рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган выставил компании требование о представлении документов: анализ счета 41 «Товары», карточки бухгалтерских счетов в разрезе данного счета и оборотно-сальдовые ведомости.
Компания, полагая, что не обязана представлять эту документацию, обратилась в арбитражный суд.
Суд признал действий ИФНС по выставлению требования незаконными, исходя из следующего.
До выставления требования компания представила в ИФНС документы, содержащие всю необходимую информацию о движении товара и подтверждающие налоговые вычеты по НДС: грузовые таможенные декларации; акты о приемке товара, платежные поручения, отчет о расходовании денежных средств, книгу покупок, выписку по счету 41, счета – фактуры, акты выполненных работ.
Запрашиваемые ИФНС документы являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета. Они формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога.

Требуя их, инспекция нарушает п. 8.1 ст. 88 НК РФ, поскольку они не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы.
Таким образом, ИФНС нарушила права компании, тем, что обязала формировать и изготавливать документы, которые законодательство не обязывает предоставлять на камеральную проверку.

Правомерно ли требование налогового органа? Какая установлена ответственность за непредставление данных документов?

Пунктом 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Необходимые для проверки документы могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования. В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного п. 3 ст. 93 НК РФ срока, оно, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Отказ проверяемого лица от их представления или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

При этом НК РФ не определен перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика должностными лицами налогового органа, проводящими выездную налоговую проверку.

Книги учета доходов и расходов, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

Иные документы, относящиеся к налоговому учету;

Организации;

Регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);

Договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;

И кассовые документы;

Накладные, акты приема-передачи, акты выполненных работ;

Путевые листы;

Перевозочные документы;

Другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

Иные документы и сведения, в том числе указанные в рекомендациях ФНС России по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.

Степень охвата проверкой документов и информации самостоятельно определяется должностными лицами, проводящими проверку, исходя из:

Объема данных, подлежащих проверке;

Состояния бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика;

Степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими исходя из данных анализа информации о налогоплательщике, с учетом предпроверочного анализа, а также результатов ранее проведенных мероприятий налогового контроля (п. 5.7 Рекомендаций).

То есть перечень документов, которые вправе истребовать налоговый орган, является открытым.

Что касается регистров бухгалтерского учета, то хотелось бы обратить внимание на следующее.

Данные, содержащиеся в первичных (сводных) учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), смотрите также п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н)). На основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Формы регистров бухгалтерского учета утверждаются учетной политикой (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Они должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ.

Так, с 1 января 2013 года рекомендованный Минфином России перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы, приведенный в письме от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", не является обязательным к применению (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Однако ранее утвержденные регистры можно использовать или брать за основу при разработке собственных форм.

Регистр бухгалтерского учета составляется на и (или) в виде подписанного (ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). При этом в случае, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа (ч. 7 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что в целях проверки правильности исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика (организации) регистры бухгалтерского и налогового учета, утвержденные руководителем организации в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету соответственно.

В письме Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 орган выразил мнение, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Что касается регистра бухгалтерского учета - карточки счета, заметим, по мнению Минфина России, выраженному в письме от 25.01.2012 N 07-02-06/10, в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся регистры бухгалтерского учета, в частности, в форме карточек, отсутствуют основания для привлечения этой организации к ответственности за непредставление в налоговый орган таких карточек.

Из данных разъяснений можно заключить, что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика только те регистры бухгалтерского и (или) налогового учета, которые ведутся налогоплательщиком и утверждены учетной политикой проверяемого.

Судебные органы приходят к выводу, что истребование карточек счетов, относящихся к регистрам бухгалтерского учета, является незаконным, так как они не относятся к категории "документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов". Отсюда суды считают необоснованным привлечение к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление карточек бухгалтерских счетов, поскольку законодательством о налогах и сборах и иными актами не предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести указанные документы (смотрите постановления ФАС Поволжского округа от 19.09.2013 N А55-31523/2012, от 26.01.2012 N Ф06-12023/11 по делу N А55-10829/2011, решением АС от 05.03.2013 N А10-2526/2012, а также постановления Верховного Суда РФ от 21.08.2013 N 73-АД13-3, от 09.07.2014 N 46-АД14-15).

В других решениях суды исходят из того, что если у налогоплательщика не имелось возможности представить в затребуемые документы (в том числе карточки счета), то он не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как отсутствует его вина (смотрите, например, постановление Двенадцатого апелляционного суда от 15.08.2014 N 12АП-6648/14, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 N 04АП-4610/13).

Как разъясняют судебные органы, при принятии решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган должен установить обстоятельства, свидетельствующие, что истребуемые документы имелись у налогоплательщика либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативно-правовых актов (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.02.2011 N Ф03-10008/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 N А33-9732/07-Ф02-5626/08). Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 30.07.2013 N Ф10-2109/13 по делу N А64-5847/2012 рассмотрена ситуация, когда учетной политикой Общества в проверяемый период не предусматривалось ведение таких регистров, как карточки аналитического учета счетов. Именно по этой причине указанные документы не были представлены налогоплательщиком налоговому органу при проверке. В то же время Обществом были представлены иные документы, содержащие необходимую информацию для проведения налогового контроля, а именно регистры бухгалтерского учета и первичные учетные документы, имеющиеся на предприятии. В результате суд поддержал налогоплательщика и освободил от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2015 N Ф02-1603/15 по делу N А19-13257/2014 суд поддержал требование налогового органа представить карточки счетов по субконто как документы, необходимые для проведения проверки достоверности учета изменений в налоговой декларации, с учетом того, что они могут быть сформированы с использованием программы 1С "Бухгалтерия 8" (смотрите также постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 02АП-2872/12).

Таким образом, определить, насколько правомерно требование налогового органа, может только суд. В случае возникновения судебного спора суд будет принимать решение исходя из конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств дела. Принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, у организации есть возможность отстоять свое право в суде. В то же время полагаем, если налоговый орган сможет доказать, что карточки счетов формируются в организации при использовании бухгалтерской программы и, соответственно, организация могла их представить по требованию налогового органа (даже если данные регистры не предусмотрены учетной политикой организации), а также если информация, содержащаяся в карточках, связана с исчислением и уплатой налогов, то суд может поддержать налоговый орган.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российской коллегии Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Почти каждой компании доводилось получать требование от ИФНС о необходимости представления документов по различным поводам – проверкам деятельности фирмы или партнеров, с которыми она взаимодействует. Обычно требования инспекции стандартны: предприятие или ИП должны представить инспектору документы по списку к определенному сроку. Рассмотрим, какую документацию подавать следует обязательно, а по какому запросу можно отказать.

Правовые аспекты

Ст. 31 НК РФ определяется набор форм, которые ИФНС вправе затребовать – это документы, служащие основой для расчета налогов и подтверждающие их достоверность, а также своевременность платежей. Право их требования у подвергаемых проверке предприятий определяет ст. 93 НК РФ, а сведения о работе проверяемой фирмы могут запрашиваться у ее партнеров или других лиц (ст. 93.1 НК РФ).

В НК РФ не приводится точный список документов, обязательных к представлению, лишь указано, что на их основе исчисляются налоги (п. 6 ст. 23 НК РФ). Список документов, которые инспекторы имеют право затребовать, открыт. Однако это не значит, что ИФНС может сослаться на потребность в любых документах, и у компании автоматически образуется обязанность их подачи.

3) расчеты базы налога.

Карточка бухгалтерских счетов не входит в этот список, но зачастую ИФНС требует ее наряду с другими бухгалтерскими формами.

Если налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов

Казалось бы, предприятие не обязано представлять ИФНС карточки бухучета, но не так все однозначно. Существует немало руководящих документов, регламентирующих представление регистров бухучета в различных ситуациях. Например, в письме Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 отмечается, что при выездной проверке ИФНС полномочна проверять регистры бухучета и НУ, ведение которых закреплено в УП для целей налогообложения. Решение АС Центрального округа от 29.07.2015 № А35-1029/2014 отмечает, что НК РФ (ст. 21, 54, 93, 313) обязывает компании вести регистры бухучета, а у ИФНС есть право проверки тех из них, что ведутся в утвержденном порядке и на базе положений УП. Непредставление документов, ведение которых для целей НУ не является обязательным (и не закреплено в УП), не влечет налоговой ответственности.

Хотя карточки счетов не относятся к разряду подобных форм, компании могут их предоставлять, если считают необходимым. На практике чаще так и случается, особенно, если в требовании четко прописано, какие из них необходимы для проверки . Если же требование получено с формулировкой «по обоснованной необходимости», компании часто отказывают в представлении документов, мотивируя как раз необоснованность, поскольку НК РФ никак не комментирует подобную формулировку. В таком случае важно не игнорировать требование ИФНС, а отправить письменный отказ, указывая в нем, например, несостоятельность запроса или несоответствие информации в карточках критериям, предъявляемым НК.

Карточки бухгалтерских счетов по контрагенту для налоговой

При встречной проверке ИФНС не вправе запрашивать карточки бухгалтерских счетов в качестве подтверждающих операции с проверяемым контрагентом. Минфином РФ даны разъяснения, что запрашивать могут лишь документы, относящиеся к деятельности контрагента. В карточках же приводится информация о компании, следовательно, она вправе их не представлять.

Пример

При встречной проверке у компании затребованы документы, подтверждающие проведение сделок:

  • договор;
  • акт приема-передачи к договору;
  • выписку из книги продаж;
  • карточки бухгалтерских счетов 62, 90.

Компания, подготовив документы, непосредственно относящиеся к операциям с контрагентом, отказалась предоставить карточки, мотивируя в сопроводительной записке необоснованностью требования по их представлению, поскольку они не служат основанием для расчета и уплаты налогов проверяемого партнера (пп. 11 ст. 21 НК РФ).

ИФНС расценила действия компании, как отказ от предъявления данных, и оштрафовала (ст. 129.1 НК РФ). Компанией была инициирована процедура досудебного урегулирования спора, но вышестоящий орган (УФНС) встал на сторону инспекции.

Разбирательство продолжилось в суде, окончившись вынесением решения в пользу компании. Суд решил, что карточки бухсчетов 62 и 90, запрошенные ИФНС, в рассматриваемой ситуации не могут быть признаны документами, которые компания обязана представить ИФНС для проверки контрагента.

Суд основывал свои выводы исходя из того, что карточки счетов 62 и 90, являясь документами бухучета компании:

  • не касаются деятельности контрагента;
  • не связаны с расчетом и уплатой налогов, т. е., не будучи первичными документами или учетными регистрами, не подтверждают данные НУ.

Имеющиеся в карточках сведения не могут признаваться информацией, необходимой к представлению в ИФНС для налогового контроля партнера, а, так как карточки счетов не являются обязательными для целей НУ, компания-заявитель не несет ответственности за их непредставление. (Решение АС Республики Бурятия от 05.03.2013 № А10-2526/2012).

Для производства бухгалтерских карточек используется картон или бумага плотностью 170 г/кв. м. Основное их отличие от других форм регистров - отсутствие переплета. Такие бланки открываются на год и служат для отображения хозяйственной деятельности предприятий в документации, сопровождающей бухгалтерский учет.

На протяжении отчетного периода документы хранятся в картотеке. Их расположение могут диктовать:

  • алфавитный порядок;
  • номенклатурный номер;
  • бухгалтерский счет.

Для обеспечения контроля сохранности каждая бухгалтерская карточка снабжается порядковым номером и прописывается в соответствующем регистре.

Читать полностью

Бухгалтерские карточки учета материалов, счета, накладные, личные бланки сотрудников

В «Комусе» представлены типовые учетные документы различных видов. Например, личные бланки сотрудников, необходимые для контроля численности персонала на предприятиях и размещаемые в картотеках по алфавиту или структурным подразделениям. Основной бланк документа - форма Т2, в которой содержатся сведения о личности работника и его трудовой деятельности.

Форма включает 4 страницы, то есть два листа формата А3. Первые 2 страницы заполняют при приеме сотрудника на работу, последующие - в процессе трудовой деятельности. Базовое количество документов в упаковке - 50 шт.

Также вы можете купить карточки бухгалтерского учета по форме М17, которые применяются для регистрации перемещения материалов, поступающих на склад организации.

Карточка бухгалтерских счетов заполняется на отдельный номенклатурный номер. Сведения в нее заносят на основании первичных приходных документов.

Бланки по форме М17 можно выбрать:

  • форматов А4 и А5;
  • в количестве 50 и 1000 листов в упаковке.

Чтобы сделать заказ, отметьте в онлайн-заявке нужные наименования типографских изделий и их количество.



Статьи по теме: