За несвоевременную сдачу декларации. Непредоставление декларации. Сумма отчисленного налога не совпадает с величиной, отраженной в отчетности, сданной несвоевременно

  • оштрафовать организацию;
  • заблокировать банковский счет организации.

При этом не имеет значения, является организация налогоплательщиком или нет. Инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать налоговые декларации, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. Например, организацию, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика, но является налоговым агентом по НДС (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК).

Какой штраф (блокировка счета) за несвоевременное представление Декларации и уплату налога

Размер штрафных санкций за опоздание с подачей декларации остался неизменным - 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей.

Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации инспекция вправе заблокировать банковские счета организации

Счет может быть заблокирован, если организация не представила декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как истек срок, установленный для ее подачи (п. 3 , п. 6 ). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167). За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324).

Примечание : Срок сдачи налоговой декларации, который приходится на нерабочий день, переносится на ближайший следующий за ним рабочий ().

Кроме этого с руководителя или главного бухгалтера могут взыскать от 300 до 500 руб. Если помимо просрочки организация нарушит порядок сдачи декларации в электронном виде, то ее оштрафуют на дополнительные 200 руб.

Примечание : Учтите, что за правонарушения старше трех лет взыскать штраф налоговые инспекторы не вправе .


к меню

Причины Блокировки банковского расчетного счета

  1. неуплата (неполная уплата) НДФЛ с зарплат, премий, гонораров фрилансерам и прочих платежей физлицам (70% компаний, у которых заблокировали счет);
  2. очень быстрый (в течение нескольких часов или минут) вывод денег со счетов после их поступления (55% компаний);
  3. работа с неблагонадежными контрагентами (50% компаний);
  4. нахождение в «красной зоне» по налогам. Т.е. налоги уплачивались в размерах, не сопоставимых с масштабом и видом бизнеса (45% фирм);
  5. нахождение организации в черных списках, то есть в перечне компаний, у которых уже были проблемы по мнению Федеральной службы по финансовому мониторингу (38%);
  6. уплата НДС в недостаточных объемах (35%);
  7. негативный рейтинг по снятию наличных. Т.е. компании снимали значительно больше, чем делали похожие компании (9% фирм).

Примечание : Счета блокировались лишь в случае, когда компания соответствовала не одному, а сразу нескольким критериям сомнительности.

Налоговики заблокируют счет за опоздание с декларацией

ФНС России не поддержала предложение о том, чтобы предупреждать налогоплательщиков о предстоящей «заморозке» банковского счета в случае непредставления декларации. Аргументы «против» изложены в письме налогового ведомства от 28.07.16 № АС-3-15/3463@ .

Представление РСВ отчета о страховых взносах с нарушением срока не является основанием для блокировки счета

Федеральная налоговая служба учла позицию Минфина относительно блокировки расчетных счетов страхователя за нарушение срока при сдаче расчета по страховым взносам. Налоговики признали, что в описанной ситуации ИФНС не может приостановить операции по счетам страхователя (письмо ФНС России от 10.05.17 № АС-4-15/8659). Потому что налоговые декларации и расчеты по страховым взносам в Налоговом кодексе не отождествляются. А потому опоздание с расчетом по взносам не является основанием для приостановления операций по расчетному счету в банке.


к меню

Сумма штрафа за несвоевременное представление декларации по НДС

ООО "Газпром" применяет общую систему налогообложения. Декларацию по НДС за III квартал 2015 года представили 28 февраля 2016 года. В тот же день сумма налога была перечислена в бюджет. Сумма налога к доплате по этой декларации составила 120 000 руб.

Так как 25 октября 2015 года – воскресенье, то срок подачи декларации – 26 октября 2015 года. Продолжительность просрочки составляет пять месяцев: октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года, а также январь и февраль 2016 года.

Ведомство поясняет, что согласно пункту 7

информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71

отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

к меню

Непредставление в сроки 2-НДФЛ, 6-НДФЛ

Непредставление налоговым агентом в налоговые органы в установленные сроки сведений о невозможности удержать НДФЛ по форме N 2-НДФЛ влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ на основании п. 1 и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей на основании части 1 .

Налоговый агент, который не удержал и не перечислил в бюджет сумму НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании , согласно которой неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При этом не играет роли причина неудержания налога налоговым агентом при привлечении его к ответственности по ст. 123 НК РФ (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Непредставление в сроки 6-НДФЛ

к меню

Какой штраф грозит за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль

Не позднее 28 марта все организации на общей системе налогообложения должны сдать декларацию по налогу на прибыль. В случае, если отчет придется выслать позднее, в этом случае придется заплатить штраф. Денежный размер штрафа зависит от того, когда и в какой сумме вы перечислили налог. Тот, что значится в отчетности, представленной с опозданием.

1 . Если налоговый платеж ушел в бюджет вовремя, то штраф за не сданную в срок декларацию будет минимальным и составит 1000 рублей.

2 . Когда с опозданием отправлены и платеж, и налоговый отчет, штраф будет равен 5 процентам от суммы налога, не уплаченной в бюджет к тому моменту, когда вы наконец сдали декларацию. Этот штраф придется перечислить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.

Но в любом случае размер наказания не может быть больше 30 процентов от суммы неуплаченного налога. То есть максимальный штраф в 30 процентов придется заплатить, если отчетность опоздала на пол года и более.

Кроме того, за несвоевременную сдачу декларации руководителю компании могут выписать штраф от 300 до 500 руб. ().

Что грозит компании, если вовремя не сдать БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС - финансовую отчетность в РОССТАТ

Если Вы не сдали бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о финансовых результатах с РОССТАТ - статистику, то за нарушение порядка и сроков, а также за представление недостоверных сведений руководителю компании грозит штраф от 3000 до 5000 руб. по об административных правонарушениях. Но взыскать его можно лишь в течение двух месяцев с момента нарушения. Потому что срок давности по такому нарушению - 2 месяца.

Штраф за нарушение ведения бухучета Непредставление бухгалтерской отчетности (баланса)

За отсутствие у компании бухгалтерских регистров применяется ответственность по в размере от 10 000 до 30 000 руб.

А за непредставление бухгалтерской отчетности за 2013 год инспекторы оштрафуют компанию на 200 руб. за каждый непредставленный документ ().


к меню

Непредставление расчета по страховым взносам: что грозит страхователю

Налоговая служба разъяснила, какие санкции будут применены к работодателю, не сдавшему вовремя новый единый расчет по страховым взносам. Письмо ФНС от 30.12.2016 № ПА-4-11/25567

В случае несдачи или просрочки представления расчета по страховым взносам в ИФНС нерасторопного страхователя оштрафуют. Размер денежного наказания установлен . С нарушителя будет взыскан штраф в размере 5% неуплаченной вовремя суммы страховых взносов , подлежащей уплате на основании данных расчета, за каждый месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть более 30% от суммы подлежащих уплате взносов, но и не может быть меньше 1 000 рублей. То есть, если взносы по расчету уплачены в срок, то штраф составит 1 000 руб.

А вот заблокировать банковский счет из-за того, что отчетность по взносам не была представлена вовремя, налоговики не вправе.

В Налоговом кодексе предусмотрена ответственность как за нарушение установленных способов представления налоговой декларации (ст. 119.1 НК РФ), так и за нарушение сроков ее представления (ст. 119 НК РФ). Так, согласно несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации предусмотрена . Штраф составляет 5 процентов не уплаченной в установленный срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Для целей применения статьи 119.1 НК РФ, под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации (на бумаге или через интернет). Поэтому представление декларации по НДС (т любые другие декларации) на бумажном носителе следует квалифицировать как нарушение порядка представления налоговой декларации, за что предусмотрен штраф в размере 200 рублей.


к меню

ТАБЛИЦА Штрафов, пеней за нарушения налогового законодательства

Штраф за неуведомление о торговом сборе

Осуществление торговли, подпадающей под обложение торговым сбором, без направления данного уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет (). За данное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ). А в отношении должностных лиц возможен также административный штраф от 2 000 до 3 000 рублей ().

Примечание : . Кто обязан платить торговый сбор и можно ли отказаться от его уплаты? Как будет рассчитываться сумма торгового сбора? Является ли торговый сбор дополнительной фискальной нагрузкой на бизнес?


к меню

Срок давности за налоговые нарушения: с какого момента идет отсчет

Три года , в течение которых ИФНС может привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, отсчитываются с начала налогового периода, следующего за периодом, в котором налог должен быть уплачен.

ФНС отмечает, что налогоплательщики часто полагают, что срок давности должен начинать исчисляться с конца налогового периода, за который неуплаченный налог был начислен. Такой подход к исчислению срока давности, по мнению налоговиков, является неверным. Потому что по закону налог исчисляется и уплачивается после окончания налогового периода. А значит, правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога наступает уже после окончания периода, за который начисляется налог.

Например, компания не заплатила налог на прибыль за 2012 год. Установленный законодательством крайний срок уплаты налога за 2012 год истекает 28.03.2013 года. Т.е. налоговое правонарушение состоялось уже в 2013 году, а, следовательно, срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 01.01.2014 года по 01.01.2017 год.

Какой срок исковой давности действует для взыскания задолженности

Общий срок исковой давности составляет три года (). Однако по закону для отдельных видов требований срок может быть сокращен или увеличен (ст. 197 ГК РФ). Например, сделку можно признать недействительной в течение года (п. 2 ). Оспорить продажу доли в общей собственности один из дольщиков может в течение трех месяцев, если его преимущественное право покупки нарушили (п. 3 ст. 250 ГК РФ). Течение срока исковой давности согласно пункта 2 статьи 200 ГК РФ определяется в следующем порядке:

  • по обязательствам, срок исполнения которых определен, – по окончании срока исполнения обязательства;
  • по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, – со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства. Если на исполнение требования кредитор дал должнику какое-то время – по окончании последнего дня срока исполнения обязательства.

Срок исковой давности может прерываться. Основанием для прерывания срока исковой давности являются действия лица, свидетельствующие о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается. Вместе с тем, есть ограничение: срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, даже если срок прерывался. Исключение составляют случаи, установленные Законом от 6 марта 2006 № 35-ФЗ о противодействии терроризму.

Примечание : Статьи 203 и пункта 2 статьи 196 Гражданского кодекса РФ.

Срок исковой давности, Давность привлечения к административной ответственности

Сроков исковой давности несколько. Если со дня совершения административного правонарушения прошло 2 месяца, то давность привлечения прошла (). А вот давность исполнения постановления о назначении административного наказания - 1 год со дня вступления в законную силу (). Если 2 месяца со дня, когда Вы должны были уплатить штраф прошли, по Вас не привлечёшь, но в течении года могут (при маленьких суммах часто не подают) подать в службу судебных приставов (те возбудят исполнительное производство и предложат добровольно оплатить штраф в течении 5 дней, не уплатите- принудительное взыскание штрафа и исполнительский сбор 7% от суммы штрафа). После прошествии года про невзысканный штраф можно забыть.

Срок давности - это срок, в течение которого по делу может быть вынесено постановление о назначении наказания. Потом его можете хоть год обжаловать - если вынесенное в пределах срока давности постановление оставят без изменения, Вы привлечены к ответственности.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:

  • осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров,
  • неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,
  • несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств,
  • а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов,

Влечет наложение административного штрафа согласно : на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


Срок давности за нарушение кассовой дисциплины и ККТ

Организацию или ИП могут привлечь к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ в течение одного года со дня, когда это произошло (ст. 4.5 КоАП). Рассматривают дела о правонарушениях, связанных с применением ККТ, налоговые инспекторы (ст. 23.5 КоАП, ст. 7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).


к меню

Как снизить минимальный размер штрафа, установленный статьей 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление налоговой декларации

Может ли налоговая инспекция или суд при наличии смягчающих обстоятельств снизить штраф по статье 119 НК РФ? Да, может.

Из писем Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-02-08/86, от 16 мая 2012 г. № 03-02-08/47 и от 30 января 2012 г. № 03-02-08/7 следует, что при наличии смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ) налоговая инспекция или суд могут снижать штрафы ниже минимального предела. В частности, за несвоевременное представление налоговой декларации штраф может быть назначен меньше 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Правомерность уменьшения штрафных санкций ниже минимального размера подтверждена пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 . Следует отметить, что до выхода этого постановления арбитражная практика по данному вопросу была неоднородной. Некоторые суды разделяли позицию Минфина России и уменьшали суммы штрафов за несвоевременное представление деклараций ниже минимального размера (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2012 г. № А66-5375/2011, Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. № А33-17923/2011, Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428-11). Но были и противоположные судебные решения (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2011 г. № Ф03-1312/2011, Северо-Кавказского округа от 28 января 2011 г. № А32-53844/2009, Западно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. № А27-25004/2009).


Разъяснения налоговых органов по вопросу определения размера штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности.

В соответствии с НК РФ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны платить налоги, декларировать свои доходы и расходы в отчетных документах. Несвоевременное предоставление информации в налоговые органы влечет за собой соответствующее законодательству наказание в виде штрафа.

Налоговая система РФ в 2018 году

Для ИП существует несколько систем налогообложения:

  • ЕНВД;
  • ПСН и др.

В соответствии с выбранной схемой необходимо платить налог, вести учет финансовых поступлений и расходов, следить за своевременной сдачей предусмотренной документации в государственное учреждение. В противном случае взимается штраф за непредоставление налоговой декларации.

Ставка по налогам, отчетные документы и сроки подачи бумаг в ФНС различны для каждой системы. Однако последствия едины. Игнорировать декларирование доходов и других финансовых операций влечет к ответственности, предусмотренной российским законодательством.

Штрафные

Какие штрафные санкции предусмотрены законодательством

Санкции за непредоставление в срок налоговой декларации

По данным на 2018 год штраф за просрочку составляет 5% от невнесенной суммы за каждый полный или неполный месяц в течение отчетного периода. Максимальный размер составляет 30% от задекларированной суммы. Минимальный показатель составляет 1000 рублей и не зависит от итогового результата.*

Существует три основных меры за несвоевременную сдачу налоговой декларации, которые применяются ИФНС:

  • Штраф, предусмотренный ст.119НК РФ.
  • Блокировка любых операций по банковским счетам, условия и регламентация которой прописаны в ст. 76 налогового кодекса.
  • Административная ответственность, направленная на физических лиц, в соответствии с ст. 15.5 КоАП.

Взыскание за неподачу декларации составляет от 300 до 500 рублей в зависимости от обстоятельств (сумма задолженности по налогам, повторность правонарушения, смягчающие обстоятельства и т. д.).*

Несвоевременная подача декларации без задолженности по уплате налогов

Задержка подачи отчетных документов с нулевыми показателями влечет за собой определенные последствия. Штраф в такой ситуации фиксированный и составляет 1000 рублей.*

Многие считают, что если вовремя перечислить необходимую сумму налогов, но не сдавать в положенный момент декларацию, то 5-процентный штраф, помноженный на нулевую задолженность, составит ноль. В действительности это не так. Вам могут вменить стандартный штраф в размере 1000 рублей.* Поэтому не стоит злоупотреблять этим, лучше в положенный срок подать декларацию.

Несколько иная ситуация наблюдается, когда расчет налогов производится по предоплаченным платежам. Конечная сумма прибыли и налогов неизвестна, поэтому ИП или юрлицо обязано погасить аванс по налогам. При таких обстоятельствах штрафовать на 1000 р. не будут, но ст. 126 НК РФ могут установить санкцию в размере 200 рублей.*

Срок давности по несданным декларациям

Независимо от того, какой налоговой системой пользуется ИП и какой налог не уплатил (НДФЛ, НДС и т. д.), максимальный срок давности составляет 3 года. Однако не многие понимают, с какого момента начинается отсчет.

Максимальный срок претензий от налоговиков составляет 3 года

Важно! Период отсчета производится с момента начала налогового периода, который следует за периодом, когда должны были оплачиваться налоги и сдаваться декларация.

Пример: фирма не выплатила налог за 2017 год, поэтому последний день датируется 28.03.2018 г. Однако срок давности необходимо считать с 1 января 2018 года, когда новый отчетный период начался.

Как заплатить штраф за не вовремя сданную декларацию в налоговую

В первую очередь потребуются:

  • реквизиты для перевода средств;
  • квитанция о произведении оплаты;
  • необходимая сумма.

Пошаговая инструкция погашения установленного штрафа:

  1. Узнать причину и точную сумму можно в отделении ФНС либо на официальном сайте организации www.nalog.ru в личном кабинете налогоплательщика. Незнание о штрафе не освобождает от его погашения, поэтому лучше не затягивать визит в инспекцию.
  2. Произвести оплату можно через любой банк (нужна квитанция) или с помощью расчетного счета (требуется уточнить реквизиты для перевода денег). Данные для оплаты можно уточнить по телефону горячей линии, на сайте налоговой или в офисе учреждения. Квитанцию об оплате штрафа рекомендуется хранить, пока не истечет срок давности (3 года).
  3. Спустя несколько дней после осуществления операции, нужно уточнить поступление платежа.

По такому алгоритму можно оплатить штраф за несдачу деклараций по налогу на имущество, а также земельный, транспортный, единый и любой друг вид государственных сборов. Имея электронную подпись, можно не только оплачивать штрафы и налоги, но и подавать необходимую отчетную документацию.

Обратите внимание! Штраф по налогам можно сократить или полностью ликвидировать законным путем, обратившись в арбитражный суд.

Оплату также можно производить через портал «Госуслуги», если гражданин имеет подтвержденный аккаунт. Принцип приблизительно такой же, как при погашении через ЛКНП на сайте ФНС. Никаких дополнительных комиссий и сборов за пользование сервисом не взимается.

Как уменьшить сумму или не платить штраф

В соответствии с действующим законодательством РФ существует несколько смягчающих обстоятельств:

  • тяжелое положение (семейные трудности, проблемы со здоровьем и т. д.);
  • угрозы или насильственное принуждение;
  • сложная финансовая ситуация;
  • иные обстоятельства (первое правонарушение, наличие иждивенцев ит. д.).

Важно! Иждивенцами являются несовершеннолетние дети, недееспособные родственники на попечении либо лица до 23 лет, проходящие обучение на очной основе в государственных учебных заведениях.

В заявлении на снижение размера штрафа рекомендуется указывать максимальное количество причин неуплаты штрафа. Так шанс на положительное решение по ходатайству возрастает. Если документально подтвердить наличие особых обстоятельств, повлиявших на задержку декларации или уплаты налога, то шанс на положительное решение и снижение итоговой суммы неплохой.

Важно! На подачу заявления о снижении штрафного наказания налогоплательщику дается 14 рабочих дней с момента составления Акта о правонарушении.

По окончании этого срока оспорить установленную сумму практически невозможно. Единственным шансом подать ходатайство через большее время является доказательство невозможности его подачи в срок. Для этого нужно подтвердить нахождение в больнице, за пределами страны, в условиях чрезвычайной ситуации и т. д.

Подача заявления на снижение суммы или ликвидации долга в арбитражный суд

Если решение инспекции ошибочно или неточно, то его можно оспорить, подав соответствующий запрос в арбитражный суд. Нужно подготовить доказательную базу (квитанции об оплате, выписки из банка и т. д.), чтобы подтвердить свою правоту. Отсутствие необходимой информации и документации, свидетельствующей в пользу позиции истца, сыграет в отрицательную сторону. На практике больше половины подобных прошений оказывается не удовлетворенными.

Санкции за несвоевременное представление других отчетных документов

Помимо наказания за отсутствие налоговой декларации, сотрудники госоргана вправе потребовать оплату или возврат средств за форму 2-НДФЛ (200 рублей за каждую не поданную справку) и 6-НДФЛ (1000 рублей за каждый месяц).* Предпринимателям тоже необходимо это учитывать, чтобы не попасть под штрафные санкции. Данные правонарушения в первую очередь касаются крупных предприятий.

Как избежать штрафов в дальнейшем

Чтобы повторно не оказаться в подобной ситуации, необходимо:

  • уточнить сроки подачи отчетных документов;
  • отслеживать регулярную фиксацию финансовых операций;
  • своевременное погашение платежей по налогам.

Важное место в этом отведено профессиональному контролю финансовой стороны бизнеса. Если компания достаточно крупная, то целесообразно создать должность бухгалтера или целый отдел в штат. Для небольших фирм или ИП подойдет сотрудничество с агентствами, предоставляющими разовый расчет и составление отчетных документов. Также можно нанять удаленного сотрудника или прибегнуть к помощи компетентного фрилансера.

Если оборот бизнеса невелик, то можно справиться собственными силами. Главное, внимательно отслеживать сроки и грамотно заполнять документацию.

*Суммы штрафов актуальны на август 2018 г.

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24-15/022540.

https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Штраф за несдачу декларации по налогу на добавленную стоимость назначается налогоплательщику, опоздавшему со сдачей отчетности. При наличии суммы НДС к уплате рассчитать сумму штрафа за не вовремя сданную декларацию по НДС несложно. Однако если не вовремя сдана декларация по НДС с нулевой суммой налога, может возникнуть вопрос: возможен в этом случае штраф за несвоевременное предоставление декларации по НДС? Подробнее об этом - в нашей статье.

Сумма штрафа за несвоевременную сдачу декларации по НДС, так же как и штрафа за несдачу декларации по НДС, рассчитывается по общим правилам. Эти правила содержит п. 1 ст. 119 НК РФ. Согласно им размер штрафа определяется исходя из 5% от суммы налога к уплате за каждый месяц (неполный или полный) с того дня, который был назначен для представления декларации. Величина штрафа не может превышать 30% от указанной суммы и не может быть менее 1000 руб.

Подробнее об ответственности за неподачу декларации и о вопросах, возникающих по ней, читайте здесь .

Штрафа за уточненную декларацию по НДС можно избежать, если:

  • подать уточненку до завершения срока представления первоначальной декларации, т. е. в срок (п. 2 ст. 81 НК РФ);
  • уточненка подается после завершения срока представления первоначального отчета, но до истечения срока уплаты налога, а ИФНС ошибки в первоначальной декларации не выявила или не успела проинформировать налогоплательщика о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ);
  • до подачи уточненки, представляемой после истечения сроков подачи декларации и уплаты налога, уплачены недоимка и пени, а выездная проверка, проведенная до подачи уточненки, не выявила ошибок (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Часто возникает вопрос: если ситуация с несвоевременной сдачей декларации по НДС возникает в отношении отчета с нулевой суммой к уплате, взыскивается ли в этом случае минимальный штраф за несданную декларацию по НДС в размере 1 000 руб.? Единого ответа на этот вопрос нет.

Штраф за несдачу декларации с отсутствующей суммой налога к уплате

Позиция чиновников такова, что налогоплательщик не освобождается от штрафа за непредставление декларации по НДС, даже если в ней не указывается сумма налога к уплате и отсутствует недоимка. Штраф за такое нарушение предусмотрен ст. 119 НК РФ (письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, Минфина России от 23.11.2011 № 03-02-08/121 и 27.10.2009 № 03-07-11/270, УФНС России по Москве от 16.03.2009 № 20-14/4/022859@). Соответственно, это в полной мере относится и к штрафу за несвоевременное представление декларации по НДС с отсутствующей суммой к уплате.

Мнение чиновников поддерживают в большинстве своем и суды (постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57, Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 418/10 по делу № А68-5747/2009, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2016 № Ф08-2313/2016 по делу № А32-42102/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2012 по делу № А03-7357/2011 (определением ВАС РФ от 31.07.2012 № ВАС-7486/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ, ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2011 по делу № А26-5027/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2010 по делу № А75-9192/2009).

Поскольку по отчету, не имеющему суммы к уплате, штраф за декларацию по НДС рассчитать не представляется возможным, а применять его надо, то в этом случае размер штрафа за несвоевременную сдачу декларации считается равным минимальной санкции — 1000 руб. (постановления ФАС Центрального округа от 23.03.2012 по делу № А35-6471/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 15.02.2010 по делу № А31-7500/2009, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 по делу № А56-28215/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2007 № А19-20250/06-52-Ф02-674/07-С1 по делу № А19-20250/06-52).

Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?

так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Ответственность по ст. 119 НК РФ неприменима к отчетным периодам

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 ). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 ). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации". Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25) ).

Не применяются ст. 119 и 126 НК РФ к нарушениям, связанным с исчислением сборов и взносов

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 ).

Отсутствие суммы к уплате налога не освобождает от обязанности подачи декларации

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800 ).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29) ). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 ). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08 ).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07 .

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07 ).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам .

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07 ).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 ). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08 , в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 ).

Что относится к смягчающим обстоятельствам?

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суд учтет Ваши смягчающие ответственность обстоятельства, если налоговый орган этого не сделал

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) : "Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства".

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006 ). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7) . В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность :

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) ). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 );
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) . Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99 , суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.

    Является ли совершение правонарушения впервые смягчающим обстоятельством - решит суд

    Между тем не всегда совершение правонарушения впервые признается судами как смягчающее обстоятельство. Так, в постановлении ФАС СЗО от 30.06.2007 N А21-4829/2006 суд указал на неправомерность ссылки на такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые. Он пояснил, что "совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее" (определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15375/07 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ по заявлению налогоплательщика отказано);

  3. незначительный характер правонарушения, а именно небольшой период просрочки представления налоговой декларации (постановления ФАС ВСО от 08.04.2008 А10-3436/07-Ф02-1188/08, от 21.02.2008 N А33-13458/07-Ф02-356/08, от 19.02.2008 N А33-12418/07-Ф02-383/08; ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08 ). Так, в постановлении ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 суд снизил размер штрафа с 91 464,45 руб. до 11 433 руб., руководствуясь незна-чительным (4 дня) нарушением срока подачи декларации по земельному налогу, вызванным неполадками в компьютерной системе организации;
  4. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения. Но может ли это обстоятельство распространяться на юридическое лицо? Полагаем, что да! Ведь перечень смягчающих обстоятельств в НК РФ не является исчерпывающим. Арбитражная практика также признает тяжелое финансовое положение организации смягчающим вину обстоятельством (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9; постановления ФАС ВСО от 21.02.2008 А33-13458/07-Ф02-356/08, ФАС СКО от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А; ФАС СЗО от 13.11.2006 N А05-4018/2005-29, от 14.01.2008 N А56-1698/2007; ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 ). Однако такое положение необходимо доказывать со ссылками на бухгалтерские документы;
  5. Может ли штраф быть больше суммы налоговых платежей?

  6. несоразмерность величины штрафа совершенному налоговому правонарушению. Так, при вынесении постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) суд сослался на п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 , которым предусмотрено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
    В письме, направленном заявителем (ответчиком) в налоговый орган, он просил при принятии налоговым органом решения учесть в качестве смягчающего обстоятельства, помимо прочих, несоразмерность штрафа допущенному нарушению (сумма налога, подлежащая уплате по декларации, составляет 1 601 090 рублей, а размер штрафа — 2 721 853 руб.). Арбитражный суд исходя из принципов соразмерности и справедливости уменьшил подлежащую взысканию с общества сумму штрафа.
    Аналогичное решение содержится и в другом постановлении ФАС СЗО от 22.04.2008 N Ф04-2542/2008(3973-А81-31) . Налогоплательщик может ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении КС РФ от 15.07.1999 N 11-П указано, что в случаях, когда подлежащие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышают размеры налоговых обязательств, это не только приводит к лишению предпринимателей дохода (прибыли), но и ставит под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения;
  7. Сошлитесь на неопределенность налогового законодательства

  8. заблуждение относительно режима налогообложения осуществляемой предпринимателем деятельности. Это, как правило, вызвано неопределенностью действующего в спорный период законодательства о налогах и сборах и отсутствием официальных разъяснений компетентных органов (постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) и от 18.01.2007 N А52-2613/2006/2 );
  9. социальная значимость налогоплательщика (постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26); ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08; ФАС ВВО от 28.01.2002 N А29-7560/01А; ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС СКО от 19.11.2007 N Ф08-7587/07-2838А );
  10. добросовестность налогоплательщика, что выражается в своевременной и полной уплате налогов в бюджет (определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08; постановление ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 );
  11. возраст предпринимателя и наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (постановления ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31); ФАС ПО от 27.11.2007 N А65-3005/2007-СА2-8 ); состояние здоровья предпринимателя и его близких, например болезнь ребенка, инвалидность матери (постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-4498/2005(13053-А27-19); ФАС ВСО от 13.02.2007 N А19-16402/06-44-Ф02-220/07, от 19.03.2007 N А33-12072/06-Ф02-1271/07; ФАС ВВО от 15.03.2006 N А79-1673/2005 );
  12. Больничный главбуха послужит оправданием вашей просрочки

  13. болезнь главного бухгалтера организации (постановления ФАС ВСО от 10.07.2003 N А33-17991/02-С3с-Ф02-2039/03-С1; ФАС ЗСО от 02.12.2002 N Ф04/4353-1705/А45-2002; ФАС СЗО от 17.07.2001 N А26-5260/00-02-03/407 ) или его неквалифицированность (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А19-913/07-41-Ф02-4575/07; ФАС ЗСО от 13.03.2007 N Ф04-1166/2007(32271-А45-3) ;
  14. изъятие документов уполномоченным государствен-ным органом (постановление ФАС СЗО от 30.05.2000 N А56-31511/99 );
  15. ошибочное направление декларации в другую инспекцию, в том числе через оператора электронной связи (постановления ФАС ВСО от 16.10.2007 N А19-4293/07-44-Ф02-7638/07; ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-45/2007(30821-А81-32) ).

Когда налогоплательщик одновременно имеет отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А ). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации .

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.


Журнал "Арбитражное правосудие в России" N 7/2008, И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Статьи по теме: